Re: 35% российских врачей из опроса - антипрививочники

Добрый день, Ezh !

> Нет, не доказывается, это просто непонимание причинно-следственных связей.
> Нигде в дискуссии не утверждалось, что а) только христиане поступают этично,

С вами бы не согласились крестоносцы и конкистадоры. И еще куча
фанатиков всяких мастей, включая того самого епископа. Он пошел еще
дальше - этично поступает только одна ветвь христианства, остальные
еретики, и как бы они не поступали, их надо уничтожать. Если при этом
случайно прихватить парочку "истинно верующих", ничего, "Он там
разберется". Вот такая "христианская мораль", имхо, хуже любого
"атеистического" фашизма. Считается, что в ходе альбигойских войн
погибло около миллиона человек, опустели целые провинции - чем в
масштабах XIII столетия это отличается от мировых войн ХХ века? И
сколько еще погибло от инквизиции, основанной первоначально как раз
для борьбы с катарами? Это ведь тоже было в христианстве, как не
открещиваяся.

> б) что принимаемое индивидом христианство гарантирует этичное поведение.

Тогда вообще непонятно, зачем именно христианство. Я уже упоминал, что знаю
кучу людей, никак с религией не связанных, но склонных к добрым
бескорыстным поступкам. Некоторые из них атеисты, иронически
настроенные к религии, большинство вообще на эту тему не заморачивается.
Сейчас вот задумался - а знаю ли хоть одного такого доброго
верующего-христианина? Наверное, верующие мне просто редко попадаются.
А, парочку вспомнил, но вспомнил и противоположные примеры. Иными
словами, мой личный опыт говорит, что добрые дела с религией мало
связаны.

И столь нелюбимые вами буддисты тоже, кстати, вполне внятно
обосновывают необходимость правильного, этичного поведения. Колесо
сансары, бесконечная цепь перерождений - куда внятнее и образнее
некоего неопределенного "спасения":
"Быть может, тот облезлый кот - был раньше негодяем,
А этот милый человек - был раньше добрым псом".
То есть, не вижу причин, почему именно христианство - за буддистами,
скажем, все-таки куда поменьше преступлений, подобных крестовым
походам или уничтожению альбигойской ереси.

А вообще биология куда стройнее объясняет все - и почему злодей
откуда-то знает, что поступает нехорошо (откуда берется "моральный
закон" имени Канта), и почему (и, что самое главное, - чего решительно
нет ни в одном религиозном учении - когда именно!) интересы сообщества выше
интересов индивидиума, и почему были крестовые походы, и почему у
некоторых сообществ был этичным каннибализм, а у других - тягчайшим
преступлением, и почему у индейцев (а также у кочевников азиатской
степной зоны, кавказких народов, викингов и т.п.) воровские набеги -
высшая доблесть. И так далее.

Игорь, я не буду спорить, это ни к чему не приведет, только время
потратим. Я ведь совершенно не противник религии самой по себе, и сам
допускаю, что, возможно, некая Высшая сущность имеет место быть.
Очистительное действие молитвы мне тоже знакомо. И я очень далек от
мысли, чтобы что-то запрещать и кого-то гнобить по этому поводу. Но
только до тех пор, пока я вижу в верующих такую же терпимость. Беда
начинается с фанатиков, и совершенно неважно, фанатики это своей расы,
своей религии, своего пола или своего "единственно верного учения".
Именно от них всегда начиналось самое масштабное зло.

В современных условиях мгновенного распространения информации по всему
миру фанатизм, уверенность в том, что ты носитель единственной правды,
приобретает особую опасность. Мы уже имеем яркую иллюстрацию того,
что ныне бывает, если фанатизм вовремя не останавливать - как вы,
без сомнения, догадались, на примере всех этих BLM, ЛГБТ и "женских
движений" (иллюстрация в том числе и к моему тезису, высказанному
много лет назад здесь в листе: "любая идея, доведенная до логического
конца, становится абсурдом"). И никакое, самое симпатичное учение не
сможет избежать этой судьбы превратиться в абсурд (не так уж редко - очень
опасный абсурд), если ему дать возможность распространяться
монопольно. Включая, увы, и христианство.

Юра Ревич
http://revich.lib.ru
mailto:revich@lib.ru

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/c1bfd13bd3