Re: Вебмани всё?

Добрый день, Ruslan !

Saturday, December 11, 2021, 8:03:29 PM, you wrote:

> Жизнь меняется. <...>
> Похоже, сейчас есть все. Но массовое потребление
> затеняет и задвигает неходовой товар настолько, что пути к нему
> перестают быть очевидными.

Месяц назад я обещал обдумать вопрос с исчезновением товаров из
обычных магазинов детальнее. Обдумал, кое-что на практике попробовал.
И пришел к выводу, что ситуация совершенно адекватна совковым
очередям. В некоторых отношениях даже хуже.

Советская система с ее вечным дефицитом была устроена так, что в
принципе достать можно было действительно все, что угодно. Коля Попов
справедливо указывал мне еще тогда, что в магазинах ничего не было, а
на столах все было (ну, "все" - это преувеличение, конечно, но
основное было действительно). Причем ходы были известны, вопрос был в
том, готов ли ты потратить определенное количество физических сил и
времени (как, правило, отпрашиваясь или просто сбегая с работы) на
"доставание". Провинциалам, соотвественно, этого времени требовалось
еще больше. Но да, голодными и раздетыми мы не сидели.

Сейчас на приобретение товаров уже "не первой необходимости", но
все-таки необходимых для нормальной жизни, уходит ровно столько же
времени. Да, оно тратится не на физическую беготню, а теряется в
процессе кликания по каталогам и утекает на ожидание доставки. Но в
целом, учитывая еще поворотливость служб доставки, времени кое по
каким позициям требуется даже больше, чем на физические поиски и
стояние в очередях.

А есть целые отрасли, которые так образом становтся просто
недоступными. Кое-какие вещи давно исчезли с прилавков полностью и
необратимо - шарфы, например, или х/б носовые платки. Но это товар
несложный, его можно заказывать заочно. Но вот за последние десять лет
мне единственый раз удалось купить летние сандалии через интернет. Все
остальные попытки заканчивались возвратом товара, как неподходящего, и
в конце концов оставлены, как непродуктивная трата времени. Причем я
знаю, например, что в "Спортмастере" есть такие сандалии, которые мне
могут подойти, но поймать их живьем я не могу - на прилавок они
выкладываются поздней весной и летом, когда меня в городе не бывает, а
попытки заказать я, как уже сказал, прекратил после примерно пятого
неудачного подхода.

Ни я, ни моя жена вообще не представляем, как можно покупать заочно
одежду или обувь, учитывая особенно жуткую путаницу с размерами.
Точнее, я видел, как это происходит в Валдберис - дама заказывает
коробку кофточек, на час исчезает в примерочной кабинке, потом
возвращает всю коробку, оставляя себе одну-две понравившихся. Именно на таких
покупательницах, видимо, эта тетка-миллиардерша и сделала себе
состояние.

Но это настолько не мое, что я даже думать в эту сторону не буду: для
меня одна примерка в неудобной и тесной кабинке - уже испытание.
Которое, кстати, и без того не так уж редко оканчивается покупкой
неподходящего барахла - ну не могу я сосредоточиться в этих условиях и
не зыбыть проверить все существенное. А заочно тем более, особенно с
учетом издевательских описаний вроде "материал - Виктория". Без
пояснений - мол, только полный лох не знает, что такое "материал
Виктория"!

С одеждой - только пример, ее по крайней мере много, "русский и китаец
братья навек". А со многими областями гораздо хуже. Продукты питания
я, хоть тресни, заказывать через интернет не буду. Я столько раз
накалывался на качестве в обычных магазинах, что экспериментировать не
хочется. Могу еще пару баллад спеть про стройматериалы, например.

Вот это все я и называю кризисом и в ином качестве его воспринять у
меня никак не получается. Причем возникло это не сразу - лет десять
назад еще было все нормально, и потом постепенно скатывалось к
существущему положению.

Юра Ревич
http://revich.lib.ru
mailto:revich@lib.ru