Re: Кстати, о ЖЖ (было: Re: Куда нас тащат социальные сети? (было: RT против закрытия аккаунтов))

Добрый день, Алексей !

> Да она сразу была фальшивой. Я всю жизнь потешаюсь с "выборов
> начальника цеха". Сама идея выборов чего угодна -- насквозь ущербна и
> фальшива. то всегда или ширма, или профанация. У иных методов
> управления есть много минусов. Но даже "демократия" на самом деле
> никакая не демократия. Народ это чувствует. Потом в таких книжках
> демократы это либо дурачки, либо злодеи.

Не так, Леш. "Демократия действует на расстоянии голоса" - не помню,
кто сказал, но он был прав. Выборы и голосования вполне уместны в
среде, где все друг с другом знакомы. Выборы старосты деревни,
голосование за сбор денег на строительство пешеходного мостика через
речку. Примерно так это работало в традиционных обществах - в Древней
Греции, при выборе вождей у индейцев и викингов. "Мы его знаем!" - это
решающий принцип успешной демократии. В современных городских
сообществах уже не работает даже в маштабах подъезда, там люди слишком
атомизированы и редко знакомы поверх уровня "здрасите" при встрече.
Совершенно не работает, по моим наблюдениям, и в соцсетях, там
изначально неравное положение.

Везде, где речь идет о реальных практических делах, демократией
никогда и не пахло (немногие карикатурные примеры, вроде выборов
директоров заводов и даже командиров в армии, провалились, не
состоявшись). Стая с вождем во главе - естестественное состояние
общества. Осталось только придумать, как контролировать этих вождей,
чтобы не зарывались. Какое-то время демократия, как способ контроля
власти, работала, но и то только в странах, где ее приняло общество.
Сейчас и там демократия выродилась в охлократию. На мой взгляд, в этом
деле еще может сработать принцип разделения власти - когда все имеют
свои делянки, где распоряжаются, и знают, что чуть полезут не в свое
дело - их тут же съедят конкуренты. Конечно, это тоже очередная
идеализация, я понимаю, но ничего другого придумать не в состоянии.

Юра Ревич
http://revich.lib.ru
mailto:revich@lib.ru

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/14e7b8965c