Re: Путешествия

> Я бы вообще не стал идеализировать советскую плановую экономику даже в плане инфраструктуры. Возьмите, например, карту железных дорог Российской Империи и аналогичную карту позднего СССР. И сделайте выводы...

На Руксперте это и разбирается: https://ruxpert.ru/Причины_кризиса_и_развала_СССР;

Цитаты:

"Глубокий кризис необоронной промышленности и Кризис производства товаров народного потребления, возникший из-за перераспределения средств после Хрущёвского переворота в пользу опережающего "производства средств производства". Если до самого распада СССР государство не жалело денег для оборонки, то остальные предприятия находились далеко не в лучшем состоянии. Хозяйственная свобода предприятий с 1970 по 1987 годы была ограничена, получить материалы, инструменты, оборудование было возможно только по линии министерства. Министерства и Госплан были загружены большими задачами и на обращение директора какой-нибудь чулочно-носочной фабрики реагировали как на назойливую муху, мол мы тут задачи космоса решаем, а вы тут со своими прялками отвлекаете нас. В итоге к середине 1980-х годов легкая и пищевая промышленность пришли в упадок. Государство пыталось решить проблему в авральном порядке, принудив предприятия оборонной промышленности выпускать товары народного потребления, а также

 вести подсобные хозяйства. Естественно, такие меры были не просто бессмысленны в экономическом плане, но и вредны: оборонщики не привыкли считать расходы и поставленную задачу решали любой ценой. В результате реальная себестоимость гражданской продукции оборонных предприятий была очень высока, расходы приходилось покрывать государству, что не способствовало массовости производства. Эти факторы усилили и без того сильный дефицит товаров народного потребления."

"Перенос системы вертикального подчинения в необоронные отрасли промышленности и сельского хозяйства, ликвидация хозяйственных свобод предприятий, ликвидация артелей и кустарей. Действительно, оборонная промышленность, требующая огромных ресурсов и сложной структуры подчинения, неработоспособна без исполнительной вертикали. Это доказала и советская, и американская, и французская оборонка. А вот для остальных видов промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг вертикальная организация создает больше проблем. Здесь эффективнее хозяйственная свобода и горизонтальные связи. И в СССР до начала 1960-х годов все это было и работало. Например, швейной фабрике вовсе было не обязательно обращаться в министерство с просьбой поставить новые швейные машины. У фабрики имелись фонды, директор имел возможность самостоятельно закупить это оборудование на машиностроительном заводе. Совхозу тоже не нужно было писать в министерство заявки на трактора и сеялки. Эти вопросы тоже решались на уро

 вне директоров. Закупки более дорогого оборудования решались на уровне совнархозов. И лишь вопросами глобального переоснащения предприятий занимались министерства. При Хрущеве горизонтальные связи были демонтированы. Теперь все вопросы заводы должны были решать только через свое министерство. Теперь, например, покупка швейной фабрикой нового оборудования выглядела так: фабрика обращалась в Министерство легкой промышленности с заявкой, Министерство легкой промышленности направляло запрос в Госплан СССР, Госплан СССР включал поставку оборудования в план Министерству легкого машиностроения, Министерство легкого машиностроения выбирало завод для размещения задания. В итоге простой вопрос тонул в сложнейших бюрократических процедурах. Так как таких заявок от заводов и фабрик шли сотни тысяч, министерства и Госплан захлебнулись в них и просто не могли их нормально удовлетворять даже при наличии технической возможности."

Для этого и нужны сайты типа Руксперта, чтобы ошибки прошлого не забывались. А то ведь развалился СССР от плановой экономики, прошло небольшое время, и вот уже всякие "Всеволоды Андреевы" мечтают о новой плановой экономике, не зная, что было со старой.

--
Sergei S. Rublёv | http://meta.wikimedia.org/wiki/user:ssr

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/5ff1849d1c

Home | Main Index | Thread Index