Re: Википедия - чья пропаганда? (про зеркало)

Здравствуйте, Всеволод!

> если бы Википедию создали в складчину многие государства мира.
Википедия - негосударственный проект. Если бы его создавали государства, он
вряд ли имел бы быть шанс возникнуть и реализоваться.
Я Вам больше скажу, что как проект Википедию по сути никто и не создавал,
он сам пророс.
Давайте, развлеку Вас ранней историей движения Викимедиа.

Начиналось всё с того, что у Джимбо с друзьями была мелкая конторка Bomis.
Которая занималась информационным порталом для мужчин. Он был посвящён
автомобилям, спорту, женщинам. Но поднялся на ню-контенте.

Джимбо знакомится с идеей GNU-pedia от Столлмана.И тут родилась Ню-Педия.
Как приложение к этому самому информационному порталу. К сожалению, прямых
указаний на это я не видел, но косвенно складывается именно так. В какой
именно последовательности текли мысли Джимбо и в какой именно момент он
замахнулся на глобальную энциклопедию, а не на локальный справочник,
сказать сложно.

Чтобы заниматься этим, в мае 1999-го Джимбо нанял Сэнгера. Как я уже
сказал, конторка была мелкой, Сэнгер стал всего лишь третьим штатным
работником.
Судя по всем, ню Сэнгера не особо прельщало, и возможно поэтому Ню-Педия
после начала работы никакого отношения к ню не имела, да и даже к мужским
интересам вообще, а была общетематической энциклопедией.

Но очень медленно всё шло, уж очень мало текстов было, мало материалов.
Сэнгер узнал про WikiWikiWeb, технологию Wiki. И решили они попробовать
сделать на Wiki-технологии песочницу для наработки черновиков всеми
желающими, на основе которых можно будет уже потом статейки в Ню-Педию
пилить.
Установил Джимбо Usemod Wiki, настроил, запустил... И повалил, повалил туда
народ, активность по сравнению с Ню-Педией оказалась зашкаливающей. Тогда и
выделили его в отдельный проект. Основным доменом которого был wikipedia.com
- да-да, именно .com, а вовсе не .org, как сейчас.

Зарабатывать они собирались на рекламе, но тут-то независимое волонтёрское
сообщество себя проявило в полный рост. После озвучивания Сэнгером планов
на рекламу сообщество испаноязычного раздела свалило в свободное плавание,
создав Enciclopedia Libre. Сообщество стало требовать от Джимбо сотоварищи
явного и чёткого перехода на некоммерческие рельсы - переход на домены
.org, на уход от компании Bomis созданием некоммерческой организации,
занимающейся всецело Википедией.

В общем, под давлением сообщества так и сделали. Правда, уже без Сэнгера,
который не очень ужился со складывающимся сообществом, а у Bomis в связи с
крахом дот-комов закончились деньги, так что Сэнгера 1 марта 2002-го
уволили, и он ушел из движения Викимедиа с концами, только время от времени
пытаясь создать мертворождённые альтернативы Википедии да критикуя движение
Викимедиа и Википедию.

Кроме испанцев, активную роль сыграли немцы и французы. 20 июня 2003 была
создана Wikimedia Foundation, Inc., которой Bomis, Джимбо, и Маер
(волонтёр, не связанный с Bomis) безвозмездно отдали все активы, связанные
с Википедией - домены и т.п.

Сэнгер и Джимбо пытаются свою роль в создании правил педалировать, но на
самом деле, она не особо велика. Либертарианские убеждения Джимбо, конечно,
наложило отпечаток на то, что проект получился очень децентрализованный, но
правила в основном складывались не по его воле, а из неумолимой логики
развития Википедии (и движения Викимедиа в целом). Многие из правил,
которые кажутся идеологическими, на самом деле - технологические,
вытекающие из того, что работать в Википедии может кто угодно, не сообщая о
себя никакой информации и никому ничего не доказывая про свою личность.

> А когда головная структура до сих пор жёстко определяет политику
Википедии и следит за её национальными сегментами
Во-первых, Wikimedia Foundation не то что жёстко, а практически никак не
определяет политику Википедии. Я подозреваю, что это происходит не столько
из-за нежелания, сколько неспособности. Внутри Wikimedia Foundation нет
никакого понимания, что делать с Википедией. Проекты Викимедиа живут своей
жизнью, и сообщества проектов гораздо мощнее, чем Wikimedia Foundation.

Чисто юридически и технически, Wikimedia Foundation администрирует серверы
проектов Викимедиа (в том числе - Википедии), но при этом она не оказывает
никакого влияния на контент, и не имеет реальной эффективной возможности
это делать. Один пример я показал выше - даже не введение рекламы, а одно
только заявление о планах введения таковой привело к жестчайшему давлению
со стороны сообщества, которому юридические владельцы проекта вынуждены
были уступить.

Подобное было в истории движения Викимедиа не раз. Ещё яркий пример - в
2010-м Джимбо удалил с Вики-склада в нарушение установленных там
общественных процедур некоторе количество связанных с сексом изображений.
Можете сами посмотреть, что именно он удалил:
https://commons.wikimedia.org/?title=Special%3ALog&type=delete&user=Jimbo+Wales

В результате давления сообщества (Джимбо припомнили ряд других эпизодов,
где он действовал своевольно, без согласования с сообществом), он был
вынужден отказаться от технической возможности удалять статьи, блокировать
участников проектов и многого другого.

Как организация, Wikimedia Foundation в контент не вмешивает практически
совсем никак. Насколько мне известно, был только один случай в
немецкоязычном разделе Википедии, и несколько случаев в англоязычном
разделе Викпедии. В контент русскогоязычного раздела Википедии, насколько
мне известно, Wikimedia Foundation не вмешивалась вообще никогда, да и
более того, она им никогда и не интересовалась, на самом деле.

Поэтому, когда Вы говорите, что Wikimedia Foundation "жёстко определяет
политику Википедии", это означает, что Вы вообще не понимаете, как
функционирует движение Викимедиа.

Вторая часть фразы "и следит за её национальными сегментами" подтверждает
ваше непонимание с абсолютной чёткостью.
В Википедии нет и никогда не было никаких национальных сегментов. Все
разделы Википедии - чисто языковые. Никакого отношения к государствам,
народам, нациям, национальностям и этносам деление Википедии на разделы не
имеет.

Вы повторили эту ошибку в нескольких письмах, поэтому подчеркну ещё раз: в
Википедии нет никаких национальных сегментов - ни российского, ни
северамериканского, ни какого-либо другого. Википедия - это всемирная
энциклопедия, создаваемая одновременно на сотнях языков. При этом каждый
раздел на каждом языке - это тоже всемирная энциклопедия на соответствующем
языке.

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/1e2bd3dd05

Home | Main Index | Thread Index