Re: RT против закрытия аккаунтов (было: Контакт в российском ФБ)

> А всё началось да, с дурного детерминизма ещё в конце 90-х. Я с тех пор
только об этом и думаю -- откуда берется свободная воля, если она берется
всё равно изнутри. Ну вот перевел я старушку, а Иван не перевел. Я напрягся
и понял, а он нет. Но почему я смог напрячься, а он нет. Я понимаю, что это
и есть тот самый дурной детерминизм. //

Или даже не смог, а захотел.

У меня был сокурсник, который в эту лукавую ловушку ума попал ещё на
Мехмате, курсе на втором.
Всё ходил, думал, думал - что вот, если мгновенное состояние всех атомов
Вселенной на сейчас, в эту секунду, полностью определяет их положение в
следующую секунду, то откуда же возьмётся свободная воля, ведь всё
детерминировано прямо от Большого Взрыва.
Причём рассуждения про принцип Гейзенберга, квантовость и прочую нарочито
внесённую в парадигму случайность - не помогают (это обывателя можно этим
обмануть, а мехматянина - нет).

Он и меня грузил этим. Помню, горячо объяснял мне это на станции метро
Университет, в ожидании поезда.
 Он вообще впал от этого в депрессию, чуть ли не о суициде начал подумывать.

Тем более, что девки его не любили за занудство, грубость и социопатию.

Но потом он придумал элегантное решение - он же всё-таки был мехматянин.
Он однажды радостно сказал мне: вот смотри! И стал рисовать схему.
Схема была такая: вот кружок - наш мир, вот рядом кружок - мир сознания;
сознание тянется пальцами, нитями в головы людей из другого мира. Такие
ножки или нити в каждую голову.
Поэтому сознание не определяется детерминированной физикой ЭТОГО мира, оно
привносит в него элемент произвольности. Дальше он сказал: значит, если жил
нормально, то после смерти втянешься обратно. А если плохо жил, портил эту
связку, то она отгниёт, и останешься после смерти тут, в детерминированном
мире или вообще непонятно где.

В общем, всего за пару-тройку месяцев он сам, силой юного ума, переоткрыл
христианство.

Вот и тебе эта схема вполне подойдёт: душа не от мира сего, она, как говорил
ещё Льюис - христианка, поэтому нечего рассуждать про детерминизм.
Детерминизм для атеистов: они ни за что не отвечают, все детерминировано,
ничего не важно, можно жить сколь угодно неаппетитно, потом они умрут,
неаппетитно сгниют и превратятся в элементы. Что их вполне устраивает.

А нас - нет.

Игорь Ашманов.

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/0d6380485f

Home | Main Index | Thread Index