Re: Финальная разборка насчет Сталина

Добрый день, Ezh !

> А что ж вы про остальное пересказываете пропагандистские байки?

Говорил же, что начнется и теперь придется тратить кучу времени на
разъяснения.

Игорь, я не пересказываю баек, я давно - задолго до Сванидзей -
выработал свое мнение, оно не менялось уже лет сорок, только
уточнялось (за что спасибо в том числе и Листу вообще и покойному Коле
Попову в частности). В своем тексте я намеренно не касался моральных
сторон, потому что в политике мораль отсуствует, говорить о ней
бессмысленно. Все равно, что мерять метрами массу или длину граммами.

И ничего плохого я о Сталине не сказал. Все правители всегда
используют страх, как элемент принуждения. Деморатические,
авторитарные - без разницы. Страх, кнут - один из обязательных
политических инструментов. Сталин просто умело этим инструментом
пользовался. Другой инструмент - пряники в виде поощрений. С этмм
инструментом Сталин тоже умел обращаться.

И совершенно не вижу, в чем я кого-то оскорбил. Я ни разу не сказал,
что в СССР массы жили в атмосфере страха, это по большей части будет
действительно неправдой, я знаю, специально изучал тот период с этой
точки зрения. Другое дело, что атмосфере страха жили те самые "высокие
чиновники или чины МГБ/НКВД" - ну так поделом и "по делам", заслужили.
Реакция масс на все это, подробности атмосферы в стране - это другая
тема, она лежит в другой плоскости и ее надо рассматривать отдельно и
во многих деталях.

Есть еще и другие плоскости, в которых можно это рассматривать: с
точки зрения стратегии развития государства и его перспектив, с точки
зрения устойчивости страны и - отдельно - мировой системы в целом, с
точки зрения влияния на мировое развитие и отдельно с точки зрения
развития науки (нашей и мировой), искусства (нашего и мирового) и так
далее. Вы удивитесь, насколько противоречивыми окажутся выводы по
каждому из пунктов. Конечно, можно дать и моральные оценки, но, как я
уже сказал, это бессмысленное занятие, потому что оно ничего о сути
дела не скажет.

Это касается вообще-то любого заметного явления в истории. Но сейчас
почти ни одной из этих тем я даже не затронул. Так что, пожалуйста, не
приписывайте мне чужие устремления смешать все в одну кучу и делать
однозначные двоичные выводы "да-нет" там, где их не существует.

Юра Ревич
http://revich.lib.ru
mailto:revich@lib.ru

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/327fe17c3a