Re: Финальная разборка насчет Сталина

Добрый день, Алексей !

> Франция? Или Вьетнам? ЮАР? Украина? Какой пример мы должны
> использовать как эталон, чтобы и народ жил хорошо, и никто никого на
> стороне не грабил и души сохранить от разврата и наркотиков? Каков
> ваш, например, идеал?

Вот это меня всегда поражало. Почему вообще надо делать жизнь с
кого-то? У тебя, Леша, своей головы нет? Ясно, что не бывает ни
одинаковых людей, ни обстоятельств, бэкграунд всегда разный, иногда
диаметрально различающийся. То, что в истории примеров идеальных
эффективных менеджеров во главе государств не существует, тебя, Леша
не настораживает? И не может существовать, потому что государство -
большая система, а большие системы неуправляемы. Пытаясь реально
управлять - в смысле, заставить выруливать на тот курс, который тебе
кажется оптимальным, ты обязательно чего-то не учитываешь, и в
результате в конце-концов все идет не туда.

Китай, который тут Шрайбер вспомнил - как раз отличный пример. Вроде
Дэн Сяопин все делал правильно. И Китай достиг просто невероятных
упехов на пути, на который встал еще тогда. Но сейчас он плавно
въезжает в кризис, из которого выхода не видно. А почему? А потому,
что тогда стратегия "одна семья - один ребенок" была правильной -
просто нечем кормить было этот миллиард. А через 30 лет ситуация
пришла к тому, что скоро там опять просто некому будет кормить
стремительно стареющее население. Парадоксально - в стране с полутора
милиардами населения назревает дефицит рабочей силы. И спохватились
они поздно - ясно, что никакая агитация и господержка для исправления
демографических проблем не может сработать на горизонте, измеряемом
годами. Это была, конечно, их глобальная ошибка, но вот сейчас,
возвращаясь в годы начала их реформ - уверены, что вы бы на их месте, в том
их отчаянном положении, могли все это предумотреть в деталях, и как-то
с этим сразу справиться?

Китай не пытался кому-то подражать, потому и совершил прорыв, а сейчас
начинает расхлебывать последствия. Намного хуже будет, если пытаться
рулить по готовым образцам - это самая большая ошибка, которую можно
себе представить. Даже в личной жизни, а управлении государством это
стопроцентная гарантия неудачи. Стратегия, которая при наличии везения
и выстраивании звезд в нужном порядке, может теоретически привести к
успеху - представить себе "идеальный конечный результат" (выработать
свой собственный идеал, как в Китае) и дополнительно отрихтовать его
по обстоятельствам. С учетом, желательно, граблей, на которые уже
успели наступить окружающие и твои собственные предки. Именно так
иногда случались успешные реформы. Но даже такое претворить в жизнь
мало кто способен - обстоятельства активно мешают. Отсюда и дефицит
"эффективных менеджеров".

Китайцам просто повезло - на них тогда все плюнули, своих проблем
хватало. Но позволив им беспрепятственно развиваться по намеченному
пути, мировое сообщество также сделало глобальную ошибку. Нет, она не
в том, что китайцы могут всех завоевать и всем рулить, спихнув США (и
шире - европейскую цивилизацию) с пьедестала. Геополитика - это всегда
сюминутное. Тут все глубже и хуже - европейцы с какого-то бодуна
попытались подстроиться под китайцев, наживаться на их способах
увеличения благосостояния. Ну, к чему это привело - совсем уже другая
тема и совсем в сторону.

А ведь еще надо не забывать, что успеха ты достигаешь только временно,
потом опять нужно меняться и иногда очень быстро. Вот об этом люди
обычно и забывают, и "эффективные менеджеры" совсем не исключение.
Достигнув каких-то успехов, очень хочется законсервировать ситуацию -
это нормальное человеческое поведение. Но такое тоже тупик и иногда
худший, чем просто ничего не делать и плыть по течению.

Юра Ревич
http://revich.lib.ru
mailto:revich@lib.ru

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/94568a479c