Re: Финальная разборка насчет Сталина

 > Но в душе, конечно, немного сожалел, что "белая гвардия" оказалась
сборищем истеричек со слюной изо рта. А оказывается, это просто ряженые
клоуны.

Это злые и опасные клоуны, самоприслонившиеся к историческим именованиям
исключительно из имиджевых соображений. И не понимающие, что на практике
эта самопровозглашенная псевдопричастность делает их смешными в глазах тех,
кто как-то занимался этой темой, и полностью дискредитирует и "новобелых",
и исторических белых в глазах всех остальных.

Я тут подумал и решил, что в действиях старца и подобных ему есть еще одно
зло. Это - очередная попытка обнуления истории и стремление "перевоевать"
Гражданскую войну сейчас, причем со своих довольно-таки людоедских позиций.
Я заранее прошу прощения за то, что я впаду сейчас в грех самоцитирования -
но развернутое мнение по этому поводу я уже формулировал, публично
озвучивал и вряд ли сумею написать лучше, чем уже написал:

Чего Гражданская война стоила России? Об этом как-то обычно не особо
задумываются, но потери в Гражданской войне вполне сопоставимы с нашими
потерями в Великой Отечественной. Вот давайте посчитаем (это очень, очень
примерные числа, которые вполне описывают порядок, но безусловно не могут
быть точны хотя бы на уровне сотен):
2.500.000 убито или умерло от ран;
2.000.000 погибло в результате террора всех цветов и оттенков;
6.000.000 умерло от голода и эпидемий.
Всего погибло - 10 500 000 человек (из них убито: белогвардейцы - 650 000
чел., повстанцы - 900 000 чел., большевики - 950 000 чел.; репрессированы
или погибли в результате террора: большевики - 1 200 000 чел.,
белогвардейцы - 300 000 чел., повстанцы - 500 000 чел.)
И к этому количеству давайте добавим еще эмиграцию - это будет честно и
справедливо, потому что этих людей недосчиталась Россия, эти люди своим
трудом и своими умениями ей более не помогут. Это еще два-два с половиной
миллиона человек. Толком их никто никак не считал, поэтому я опираюсь на
данные американского Красного креста  - красный крест еще хоть как-то
пытался оценить размеры эмиграции. А на 1 ноября 1921 года американский
Красный крест оценивал русскую эмиграцию уже в 2 млн. человек.
Я даже не буду исчислять последующую демографическую яму. Достаточно и этих
цифр - так на минуточку это почти 10% населения Российской империи. Вот
столько людей наша страна потеряла в ходе революций и Гражданской войны.
Поэтому когда я вижу оголтелые баталии ни линии красно-белого разлома,
нередко сопровождающиеся фразами "мало вас перестреляли" и "я бы вас всех
перевешал" - а главным источником и движителем этого являются непримиримые
самодельные "новые красные" и "новые белые", причем оба термина в кавычках
- я вижу стремление переиграть, перевоевать Гражданскую. Как я к этому
отношусь? Предельно плохо я к этому отношусь, потому что сама идея пусть
даже теоретически снова ввергнуть Россию в хаос и ужас гражданской войны,
снова поставить русских против русских, для меня представляется абсолютно
людоедской. Вот этих тринадцати миллионов было мало? Надо еще - во имя
личных амбиций и сомнительного уровня идеологизации (причем неважно, какого
она цвета)?
К тому же я не зря отдельно упомянул про кавычки. Нынешних
псевдокоммунистов большевики скорее всего повесили бы в первую очередь, а
настоящие белые пришли бы в ужас от речений современных белодельцев. В
настоящей России давно нет ни большевиков, ни белогвардейцев. Личные
симпатии той или иной стороне, будь они эстетическими, политическими,
какими угодно - не делают симпатизанта ни красным, ни белым, как не делают
они наполеониста солдатом Старой гвардии, а реконструктора,
специализирующегося на Родезии, не делают скаутом Селуса.
Непреодолимые препятствия между красными и белыми сейчас существуют только
в том случае, если этого хочет сам относящий себя к красным или белым.
Причем очень хочет, потому что без определенного усилия такие препятствия
сейчас не возникнут.
Все остальные препятствия - преодолимые.
Одним из главных таких преодолимых препятствий является то, что к красным
героям еще мое поколение привыкло с детства. А вот представителей Белого
движения героями считать было не очень-то принято, да и знали их них
пять-семь фамилий в массе своей. Вот такое однобокое представление об
истории и понимание истории - препятствие.
Стремление определить одну сторону как безусловно правую, а другую  - как
заведомо виновную, тоже препятствие. В гражданской войне нет и не может
быть стопроцентно правых и невинных и стопроцентно неправых и виновных. И
среди тех, и среди других, есть свои герои и свои чудовища. И красные, и
белые совершали подвиги, и красным, и белым были свойственны самые
искренние и самые бескорыстные устремления на благо России. Обратных
примеров, конечно же, тоже можно массу найти и с той, и с другой стороны.
Нередко поднимается вопрос о "цене победы" красных - а что, в гражданской
войне вообще может быть какая-то иная цена победы, вне зависимости от того,
кто победил, красные, белые или какие-то иные цвета спектра?
Что необходимо на самом деле - это прежде всего признание, понимание и
осмысление того, что Гражданская война по определению сложна и
противоречива. Она не имеет однозначного прочтения, как и любая гражданская
война, она прежде всего трагедия. Трагедия великая, трагедия, участниками
которой были обе стороны, которые в равной степени страдали в этой борьбе.
И это не вопрос соглашательства - это вопрос того, что перекрашивание
истории не решит эту проблему. У нас уже был период, когда история была
выкрашена в красный - как-то повлияло ли это на реальное положение вещей?
Нет, конечно. Перекрасим сейчас ее в белый - и совершим ту же ошибку, за
которую точно так же расплатятся следующие поколения. Поэтому в русской
истории есть место и Фрунзе, и Деникину, и Строду, и Пепеляеву, и Гаю, и
Чернецову. А вместо идеологических стычек лично я хотел бы видеть
исключительно стремление знать и понимать мотивы и действия сторон.

С уважением,
Максим Тимонов.

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/f2413b115f

Home | Main Index | Thread Index