Re: Куда нас тащат социальные сети? (было: RT против закрытия аккаунтов)

Здравствуйте!

On Fri, 2021-11-12 at 06:58 +0300, Yury Revich wrote:
> Иными словами, вы ошибаетесь - мне доподлинно известно, что ускорение
> пропорционально силе при фиксированной массе.

Вот на этом направлении меня всегда занимала показательная история с
физикой Аристотеля. До сих пор можно нередко услышать, что, мол,
"Галилей опроверг физику Аристотеля", потому как Аристотель считал, что
"тяжелые тела падают быстрее, чем лёгкие", а Галилей экспериментально
продемонстрировал ошибочность этого представления. Ну и следует история
про бросание металлических шаров с башни.

Конечно, известно, что Аристотель вообще-то писал другое: он во-первых,
рассматривал, как тела падают в некоторой среде (например, в воздухе
или в воде); во-вторых - рассуждал о максимальной скорости, которую
тело может достичь, так падая; соответственно, его модель была вполне
себе корректной, поскольку, действительно, максимальная скорость
пропорциональна весу (ну, понятно, она ещё зависит от формы тела,
возмущений среды и т.д., и т.п. - процесс очень сложный и во всех
деталях, подозреваю, не изучен до сих пор). То есть, с учётом разумной
погрешности, всё верно, а утрированное высказывание, изъятое из модели,
в которой оно работало, Аристотелю просто приписали, чтобы сделать
возможными простые рассуждения на уровне "всякому же очевидно:
поднимите два камня, большой и маленький, руками, бросьте их и увидите,
что они достигнут земли за одинаковое время" (в реальности, если
сбросить с достаточной высоты, то не за одинаковое, конечно). Такая вот
популяризация, сильно напоминающая некоторую теперешнюю, объясняющую,
как всё вокруг просто.

Оно, конечно, массовому жителю планеты кажется "просто", когда какие-то
готовые решения ему предложили ещё в школе. Опять же, это выглядит
"умнее" Аристотеля, который, дескать, не догадался два камня бросить.
При этом, если задуматься, какие задачи стояли перед Аристотелем, то
всё становится несколько сложнее: Аристотель, по сравнению с
современным состоянием знаний, строил модель почти с нуля, но всё
описал достаточно точно.

Вот в _непонимании_ различия статуса Аристотеля, который вдруг оказался
в некотором мире и смог устройство его физики достаточно точно описать
без учебника "за пятый класс", начав с чистого листа, и доступного
универсального статуса "всё просто" для нынешнего читателя "популярной
литературы" - кроются корни суперсовременного и весьма странного
движения Believe in Science, которое набрало известную популярность за
несколько лет. Потому что, мол, ну что там мог знать древний
Аристотель?

Александр Венедюхин
https://dxdt.ru/

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/2d15ed2b5b