Re: Вангования на ближайшее будуЮшее

Добрый день, Михаил !

> Человек подсознательно может исключать источники, которые не вписываются
> в построенную им и комфортную для него, картину мира и наоборот
> верить "на слово" в том, что кажется полезным или соответствует его
> модели реальности.

> Примеров и в истории полным полно, да и каждый, кто прожил немало лет,
> обнаружит подобное на своем опыте.

Разумеется, иначе и не бывает. Но для того, чтобы не пропустить что-то существенное, есть свои приемы, которые активизируются с помощью постоянно настороженного в голове сигнала "а вдруг я что-о не так понимаю?".

Как только такой сигнал зажигается, вы начинаете проверять его источник. У меня это происходит автоматически. Проверка может быть короткой (очень многие источники содержат одни оценочные суждения, и ничего содержательного сверх того), очень длинной (если информация совершенно новая) или не закончиться вообще ничем ввиду недоступности первоисточника (тогда говорят "по словам анонимного источника..."). Обязательно включает оценку источника - от кого зависит, откуда извлекает информацию, авторитеность и в каких кругах и т.д. и еще многое другое. Есть еще ранжирование информации на значимую и несущественную. Первая ничего не меняет в верифицируемой модели, второе требует дополнительного осмысливания. Еще проверяетя на главный признак научного похода -  фальсифицируемость. Если перед вами некая оценка или обобщение, которые невозможно опровергнуть, то их можно не рассматривать вовсе (все без исключения теории заговора к этой категории относятся, время тратится только на установлен

 ие, действительно ли перед нами такая теория).
В общем долго расписывать.

Самое существенное тут то, чем больше вы ранее обработали для себя разных источников, верифицирующих вашу модель мира, тем меньше приходится тратить времени на проверки. И не потому, что что-то отвергается с порога, а потому что все возможные ракурсы уже когда-то были рассмотрены. Новое тут возникает крайне редко, как и все общественные процессы, разные оценки в отношении истории уже не раз встречались.
И тем не менее, модель все равно приходится регулярно перетряхивать и уточнять. Иногда приходится освежать в памяти и концепции, те самые, на которые у Димы не хватает времени - у меня его тоже нет, но когда что-то не укладывается, я не могу просто выкинуть из головы и забыть,  это независимо от меня так получается. Вот сейчас много нового появилось, например, весь март и апрель прихотся всем этим непрерывно заниматься, что очень мешает работе.

Юра Ревич
http://revich.lib.ru
mailto:revich@lib.ru

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/9f44f966ff