Re: Финальная разборка насчет Сталина

> Я-то хоть в целом за Сталина, и пишу, что все было сложно, что не стоит огульно и др, тем не менее теряюсь, когда Коля или кто-то другой меня припирает к стенке вопросом -- "Почему ты за людоеда, который убивал свой народ"? Какая-то разгадка, наверное, есть. Но какая?

"все сложно", как это модно сейчас писать в профиле соц.сети.

Вот, скажем, Петр Первый, он же - Великий. Памятники ему стоят в козырных местах обеих столиц. А при нем население России сократилось на 25%.

Или, к примеру, Иван Грозный. Прославлен западной пропагандой как изрядный душегуб. А на самом деле все его душегубство не выходило из ряда modus operandi иных средневековых правителей. Игра Престолов не даст соврать. А, с другой стороны, все величие СССР и основу нашего сегодняшнего благосостояния заложил именно сей неприятный владыка. Не было бы его - не было бы и Газпрома с Роснефтью. И, кстати, население России при нем если и сократилось - то меньше, чем при Петре Великом. А памятников ему не ставят (было тут недавно обсуждение, но замяли для ясности).

То, что приходилось творить святым Александру Невскому и Дмитрию Донскому для решения их политических задач тоже весьма далеко от примитивного гуманизьма.

Я бы оставил попытки придать Сталину однозначную трактовку. Нет ее, однозначности, хоть ты весь мозг наизнанку выверни. Другое дело - эмоциональные, а не всемирно-исторические оценки. Тут уж каждый имеет право на свое отношение к историческому персонажу и любые попытки обратить этого каждого в иную веру апелляцией к логике при помощи мутных цифр - дело заведомо дохлое. Пройдет еще лет 300 - тогда эмоции уйдут, останется только уцелевшая историческая (псевдо-)объективность.

Сменяются правды, как в оттепель снег,
И скажем, чтоб кончилась смута:
Каким-то хазарам, какой-то Олег,
За что-то отмстил почему-то!