Re: Эмоции, идиоты и гордыня

> Эмоция отупляет. и люди становятся тупыми. Но может я и неправ? И именно на такой вот "тупости" в большей части и основано человеческое общение?

Леш, эмоция - это только эмоция.

Эмоции помогают нам реагировать на столкновения с реальностью, когда эта реальность не стыкуется со сформированной картиной мира.

Я перебегаю дорогу, всё нормально, но поворачиваю голову и вижу несущуюся машину - волосы дыбом, в моей картине ее там не было.

Но эмоции - первый уровень, это просто "датчики". Такие же как ощущение вкуса и температуры.
И хотя они бывают очень неприятными - без них никак. Они показывают, что-то "что-то идет не так".
Так же как чувство боли, например.
Эмоции могут быть очень сильны в моменте, но к счастью кратковременны - подышал спокойно и вот уже отпустило.

А вот следующий уровень - можно назвать их "чувствами" - живучий, живет долго.
Это уже часть нашего привычного способа реагировать на эмоции.
Вот представь, что кого-то обматерили в метро - ситуация вроде как одна.
Но кто-то ответит встречным матом и ненавистью, кто-то затаит обиду, а кто-то пожалеет матершинника.

По большому счету только этот уровень имеет значение.
Каким дискурсом мы руководствуемся при "выработке" чувств?
Вообще, отдаем себе отчет в том, что он существует?
Формируем ли мы его самостоятельно или отдаем на откуп мемасикам в соцсетях?

Два примера.

Помнишь реакцию Алеши Караваева на рассказ брата о том как генеральские собаки растерзали мальчика?
Я даже копипастну - уж очень злободневно:

***
-- ...Мальчика генерал велит раздеть, ребеночка раздевают всего донага, он дрожит, обезумел от страха, не смеет пикнуть... "Гони его!" командует генерал, "беги, беги!" кричат ему псари, мальчик бежит... "Ату его!" вопит генерал и бросает на него всю стаю борзых собак. Затравил в глазах матери, и псы растерзали ребенка в клочки!.. Генерала, кажется, в опеку взяли. Ну... что же его? Расстрелять? Для удовлетворения нравственного чувства расстрелять? Говори, Алешка!
-- Расстрелять! -- тихо проговорил Алеша, с бледною, перекосившеюся какою-то улыбкой подняв взор на брата.
***

Рассказ вызвал у Алешки бурю эмоций и она стихийно выплеснулась этим словом.
Он не готов к такой реальности, это естественная реакция почти мальчика.
Весь вопрос в том - в том, как переварить этот опыт и жить дальше.

А вот второй пример - уже реальный, я прочел его у Александра Ткаченко (он для "Фомы" много пишет).

***
Митрополит Сурожский Антоний рассказывал такую историю. В восьмидесятые годы народу в храме было очень мало, приход был бедный. Владыка жил тогда при храме. Однажды кто-то стучится в дверь, владыка выходит: у двери агрессивного вида бродяга заявляет, что пришел грабить церковь. И тут пожилой и явно не бойцовской комплекции архиерей ему говорит: <Приготовься, сейчас я тебя буду бить. Предупреждаю заранее, несмотря на то, что человек я пожилой, побить я могу очень сильно, а поскольку я хирург, то и покалечить могу. Я тебя предупредил? Теперь давай будем драться>. Бродяга, явно не ожидавший такого приема, недовольно буркнул что-то в ответ и ушел. Владыка, смеясь, об этом потом рассказывал: <А что делать? Я же не дам храм грабить, охраны у нас нет, надо было как-то в одиночку защищать храм>. Так, готовность к отпору, вовремя проявленная пожилым архиереем, помогла ему защитить храм от поругания, а несчастного, опустившегося человека удержать от греха святотатства. Со стороны влады

 ки Антония тоже была проявлена агрессия, но способ ее употребления был бесконечно далек от преступного поведения уличных хулиганов или мужей, способных поднять руку на своих жен.
***

Представь, что в этой ситуации на месте мудрого человека оказался бы условный "Алёшка"?
Несложно представить его эмоцию гнева и отчаяния в моменте ("Как вы можете? Господь вас проклянет!").
Но главное - что заложилось бы в душу такому человеку, если вовремя не поддержать его?
Что создало бы основу для будущих реакций?

Вот так и с "идиотами" из соцсетей - это замкнутый круг.

Людей пугают. Они пугаются. Эта эмоция бетонируется в душе уже хроническим чувством.
Но именно эта забетонированность мешает видеть реальность объемно.

Шоры сформированного дискурса вычленяют из потока информации только то, что подкрепляет его.
Они же оставляют вокруг людей, которые подкрепляют этот дискурс.

Тут как раз и происходит то "общение" о котором ты говоришь.
Бесконечный обмен "ужас-ужасами, всё пропало, нам капец".
Выскочить за пределы этого забетонированного саркофага очень непросто.
Гораздо проще мучиться, но крутиться этом в беличьем колесе.

Так что - ты прав :).
Но, к счастью, это не вся правда.

Владимир Липка.

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/a0e784d795