Re: Наука в России

> С каждым годом наука наша молодеет, и она действительно одна из самых молодых наук в мире", - сказал Мажуга на круглом столе, посвященном теме российской науки.

Может, конечно она и "одна из самых молодых наук в мире", но все мои знакомые настоящие ученые, которые работают здесь - крепко за 60. А есть и под  (и за) 90.

Вот, скажем, модный Вектор: его показывали в программе Время, камера зацепила нескольких сотрудников, помимо говорящей головы. Молодых там не было видно.

В общем, я категорически не убежден в истинности этого тезиса. Самая молодая наука в мире - у арабов и персов, а не у нас.

У нас молодые - да, появляются, защищаются, потом валят - постдоками за бугор. В Москве это еще сглаживается возможностью свалить из науки куда-нибудь в администрацию
или пригрется у олигарха, которому поручено курировать ту или иную модную область науки. За пределами Москвы-Питера - молодые продолжают массово валить за рубеж, по крайней мере те, которые хотят продолжать заниматься наукой.

> Может, в российской науке не всё так плохо, как нам малюют?

В общем, Михаил Рогов все описал правильно, я могу дополнить картину университетской наукой (в коей обретаюсь 30+ лет, физический факультет МГУ)

В нашей стране есть несколько неплохо живущих университетских вотчин: В Москве это ВШЭ, Физтех, Фин.академия, Сколково. Есть еще Питерский университет и ЛОМО, Иннополис в Казани + еще один ВУЗ, откуда вышел родом текущий министр высшего образования (министры меняются, меняются и ВУЗы - был МИСИС, стал Томский Университет).

МГУ к этому кругу не относится: наш МГУ подходит к последней черте: все те же проблемы с грантами + невозможность тратить на эту бумажную волокиту много времени из-за педагогической нагрузки. А последняя черта - потому, что старшее поколение не может жить вечно, оно чем дальше, тем активнее покидает наш мир. А смены толком нет.

Неплохие деньги получают ученые, работающие в администрации - кто по совместительству, а кто и полностью перейдя в эту административную сферу, появляясь у себя в лабораториях (которыми они продолжают "руководить") пару раз в месяц. Они получают в 3-5 раз больше серых лошадок, которые тащат массовую учебную работу. Лично меня это не напрягает - пусть уж лучше администрация много получает, лишь бы взятки не брали и арендой не увлекались. Но серых лошадок жалко, они получают мало.

Доплаты за публикации довольно существенные, но чтобы сделать хорошую работу - надо год потратить и этот год на что-то прожить + оборудование, расходники и т.п., если гранта нет - это практически невозможно.

Массовое явление - публикации в мусорных журналах: это мало что дает в плане разных Хиршей и других нормальных рейтингов, однако, любая правильно оформленная публикация будет премирована, а ее качество и качество журнала не сильно волнует при этом: администрация действует чисто формально: есть публикация - есть доплата.
Есть публикация в нормальном журнале - доплата будет больше (но как такую работу сделать?). Поэтому многие не парятся, а просто поточным методом публикуют мусор по принципу "пять старушек - уже рупь" (знаю людей, у которых выходит по 4 статьи в месяц). Довольно очевидно, что публикация мусора несовместима с нормальной наукой - просто не останется на нее времени.

Молодым плюшки выдаются массово и вкусно, но все эти плюшки уходят на то, чтобы молодой ученый сделал несколько публикаций (еще чаще - тупо пересидел в аспирантуре армию), в лучшем случае - защитился и свалил постдоком зарубеж. Если тебе больше 35 - плюшек не будет от слова "совсем". Будут непредсказуемые  разовые выплаты "к выборам" или "за ковид". Но это не каждый год и почему-то фиксированного размера: 100 тыс. руб. Еще стали немного премировать тех, кто работает в приемной комиссии - благо, вернулись вступительные экзамены. Но это не каждый год: экзаменов немного, поэтому сотрудники там работают ротируясь в разные годы.

Конечно, есть отличные ученые, которые таки получают гранты РНФ и на это делают нормальную науку, поддерживают свои коллективы. Но выглядит это исключением из правила - таких немного.

Если же не получать гранты и не публиковаться, то научный сотрудник без степени на руки получит около 30 тыс. рублей в месяц. Со степенью - ненамного побольше.

Массовое явление - преподавание в менее знаменитых, но более денежных ВУЗах - многие профессора и преподаватели дополнительно ведут свои предметы - кто в Бауманке, кто в Вышке, кто в Финакадемии. А кто попроще - устраивается учителем в школу: в Москве такие "учителя из МГУ" легко находят работу в денежных школах - и получают раза в три больше денег, чем у себя в родном МГУ.

Слухи про "долину МГУ" пока продолжают выглядеть слухами: реального финансирования по этому направлению пока не просматривается. Правда, массово взялись за ремонт: крыш, фасадов, лекционных аудиторий. Тоже нужное дело, но на фоне ветшающего персонала и недофинансирования основной деятельности - вряд ли первоочередное.

Такие дела,
        Алексей Иванов

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/5cfb500738

Home | Main Index | Thread Index