Письмо другу

Здравствуй, Алёша,

Отправляю обещанное письмо. Отправляю на Лист по твоему совету и с твоего разрешения, возможно, это подольёт масла в огонь идущей дискуссии, хотя я в ней участвовать не намерен (всё необходимое сообщу в этом письме).

1. В первую очередь хочу сказать, что нам не нужно горячиться, всё, что мы обсуждаем -- дела давно минувших дней, всё прошло и быльём поросло. Поговорим безэмоционально, как говорили бы, допустим, о наполеоновских войнах. Если о них говорить возбуждённо, то необходимо проверить, наши фамилии не Соколов ли с Понасенковым?

Мне, кстати, это совершенно несложно сделать. Моей семьи репрессии никак не коснулись, ни про одного из родственников я не знаю истории, чтобы его посадили или расстреляли. То есть, никаких личных счетов.

2. По цифрам. Говорим только про период после Гражданской, момент Катастрофы не учитываем, возлагать за неё вину на кого-то одного -- недопустимое упрощение, там все расстарались, все хороши (начиная с Николая, который всё это допустил -- и сам, напомню, заплатил за это страшную цену). Есть оценка расстрелянных, с которой ты соглашаешься -- порядка 1 млн. И то, что это не 100 млн и даже не 10 млн, даёт тебе облегчение -- не так уж и много (хотя 0,5% от популяции -- это всё же до фига,согласись). Более того, даёт тебе право отмахнуться от всего другого: они всё врут, говорят про 100 миллионов, мухлёж! Значит, и разбирать тут нечего, ложь, ложь, ложь!

Тут у тебя логическая ошибка. Оттого, что кто-то врёт (а врут много, это ж история, наука обоснованной лжи, как я бы её определил), не следует, что вопрос вовсе не стоит рассмотрения.

И, смотри, нельзя брать только расстрелянных. А сколько людей сидело? Цифры все открытые, и они впечатляют. Примерно 1,5% населения. Это в разы больше, чем в любой современной стране, даже в сегодняшней "тюрьме народов" -- США -- сидит только полпроцента. Что, русский человек век назад был втрое криминальнее нынешних американцев? Мне кажется, довольно оскорбительное для русских предположение.

Таким образом, избыточные посадки -- ещё порядка 1%. Да, их не убили (хотя сколько-то сгинуло в тюрьмах и на пересылках, там был не санаторий), просто поломали жизнь. Сложим убитых и избыточно посаженных -- получим 1,5%. 3 млн человек. Остановимся на этой оценке. Сравним, для наглядности, с потерями Российской империи в Первой мировой -- так вот, в той войне погибло в 1,5 раза меньше людей.

Ну и кого и за что ломали -- примеров много, они не "Мемориалом" придуманы. Посмотри судьбу Андрея Платонова. Гумилёвых, отца и сына. Шрайбер упоминал Лангемака. Ландау чудом не сел, а харьковских физиков (он там тогда работал) хорошо постреляли. Королёв, как ты помнишь, сидел. Это известные люди, не из политики, чем могли быть вредны государству? Что, Ландау атомную бомбу мог кому-то на сторону продать? А Королёв ракету? Смешно же.

Я намеренно не касаюсь голода, чтобы не вызывать бесплодных споров. Голодали и в Российской империи, последний мощный голод был в 1891 г. К сожалению, в давние времена не было ещё технологий современных производства, сохранения и перемещения еды. Хотя, конечно, есть разница, от чего голод случился -- от неурожая (воля Божья) или от изъятия "излишков" (воля комиссара, с которой мы гораздо менее склонны мириться).

3. У тебя было утверждение "но ведь были же и реальные враги и шпионы!". Допустим, были. Но не 3 же миллиона человек! Современная армия Китая -- это 2 млн. У нас предателей было в 1,5 раза больше, чем у нынешних китайцев регулярных войск? Ну, блин! Моя фантазия отказывается такое вместить.

4. "А в чём мотивация? Зачем устраивать такие злодейства? Глупо же предполагать иррациональную мотивацию: а вот я такой псих и у меня есть власть, ща вам всем задам!"

А в этой системе нет ничего иррационального, это нормально функционирующая тирания. Она довольно эффективна: гарантированно не возникнет никакого сопротивления, никакого заговора. Почему вычистили старых большевиков? Потому, что у них был авторитет, условно, "я Ленина видел!", и наверняка была обида: как это, власть брали вместе, а правит вот этот вот один! Поэтому они были обречены, да их и не жалко -- революция пожирает своих детей, так было всегда и везде. С остальными похожая логика, поэтому регулярно чистили и партию, и армию, и органы. И логично распространили те же методы на все остальные сферы. Тут уже даже неважно, виноват человек или нет -- во-первых, "наказания без вины не бывает", мало кто подвергал обоснованность приговоров сомнению (только самые умные, но у них хватало ума не высказывать их вслух); а, во-вторых, чтобы реальный заговор организовать, нужно было быть человеком а) решительным; б) с ресурсом -- какими-то силами располагать, чтобы хоть что-то мочь сделать. И решительных, и ресурсных регулярно вычищали -- так что даже если бы у кого-то родился замысел переворота, он просто не успел бы его осуществить.

Таких тираний же довольно много было и есть. Ну вот, к примеру, новость совсем свежая: "За просмотр 5 минут южнокорейского фильма "Человек из ниоткуда" 14-летний школьник из КНДР следующие 14 лет своей жизни проведет на принудительных работах". И французскую революцию Алексей Иванов выше совершенно к месту упомянул.

5. Но мы начинали с гораздо более узкого вопроса, на самом деле: "Почему православный не может почитать Сталина". Тут мне кажется всё совершенно самоочевидно. Мы же прекрасно знаем про гонения на церковь (которые закончились только с началом войны -- потому, что срочно понадобилось поднимать народный дух, "Братья и сестры" и т.д.), знаем о посадках и казнях священнослужителей. Тут как раз ничего необычного: материализм это же тоже своего рода религия, а любая религия нетерпима к конкуренции. Это как атеисты сегодняшние на церковь бросаются, как самые настоящие религиозные фанатики.

И вот как конструкция "Да, Сталин сжёг 100 православных храмов и убил 1000 священников (все цифры условны), но это не значит, что православные не могут его уважать!" выдерживает проверку логикой? На мой вкус, никак.

И, кстати, не стоит про Иова. Бог ему послал страдания, испытывая его веру. Если сопоставлять эти случаи, то придётся приравнять Сталина к Богу. Но это какая-то совершенно еретическая натяжка. Богу богово, кесарю кесарево.

6. А теперь вернёмся к тому, что вскользь упоминал выше. Что в хулу в адрес Сталина не стоит верить и вообще брать в голову, раз это распространяют нехорошие люди. Ерунда -- как раз наоборот, стоит тщательно изучить и решить, как к этому относиться. Не для нехороших людей -- для себя.

В этом нет никакой крамолы и никакого предательства. Что, если условный Чикатило говорит "2х2 = 4", нужно это отрицать? Абсурд.

И это не про покаяние. К покаянию, кстати, ни одна сволочь нас здесь призывать не может, потому как -- "а вы кто такие?" Это наша внутренняя история, людей извне не касающаяся. А самим перед собой каяться -- нет, ну как это? К тому же, повторю то, с чего начал: всё это -- дела давно минувших дней. Тут хоть небывалую гордость, хоть жгучий стыд испытывать странновато.

Тут про другое речь. Из этой истории нужно извлечь уроки. Урок, в действительности, крайне простой: все левые идеи -- это зло. Это тоталитарные секты, которые на обещание сладкой и справедливой жизни обменивают наши души. А в реальности это, конечно, разводка -- просто способ достижения и удержания власти.

7. И последнее. Аргумент про то, что "иначе было нельзя, иначе нас бы англичане/немцы/американцы точно поработили, а потом уничтожили!" -- ну совсем ни в какие ворота. Во-первых, такой логикой всё что хочешь можно оправдать -- потому что никто не знает _точно_, что было бы в ином случае. Во-вторых, есть некие пределы, за которые заходить вообще никогда нельзя, в частности -- заниматься убийствами для достижения каких бы то ни было целей. 3 млн уничтоженных или переломанных жизней (и это минимальная оценка, которую мы установили -- в реальности может быть больше, но точно не меньше) невозможно оправдать никакими целями.

8. И совсем последнее -- несколько цитат:

"Прошлые политические репрессии не имеют оправдания."

"Каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения, миллионы людей объявлялись врагами народа, были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем или лагерей и ссылок."

"Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти и тем более - невозможно ничем оправдать. Никакими высшими так называемыми благами народа."

"Когда речь идет о репрессиях, о гибели и страданиях миллионов людей, тут достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять: никаких оправданий этим преступлениям быть не может."

Угадай, кто это сказал?)

Н.П.

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/c7df3cfb76

Home | Main Index | Thread Index