Re: Китай попал в "цифровой тупик"

Доброго дня.

On Mon, Jan 24, 2022, at 7:41 AM, Alexander Venedioukhin (via EZHE) wrote:

> Да, с Let's Encrypt уже близка к осуществлению задумка, что будет один
> удостоверяющий центр для всего веба (а потом и для кода, и для прочих
> применений). В Рунете, например, около 85% серверных сертификатов в
> вебе - от Let's Encrypt:
>
> https://statdom.ru/tld/ru/report/certscanames/#39
>
> Самое занятное, что, из-за развитой автоматизации и популярности, этот
> же Let's Encrypt теперь используют для кучи разных внутренних сервисов,
> где можно было бы обойтись собственным (корпоративным) удостоверяющим
> центром. Эти сервисы снаружи не видны, однако так же поломаются. Но, в
> [...]

Вся "прелесть" сложных систем в том, что их крайне просто уронить.

Собственно отключение  от CA Lets Encrypt ещё не самое страшное - можно в темпе поднять замену (когда DNS под контролем, особого труда это не составит). Новых сертификатов уже, конечно, оперативно не выписать, но существующие можно заставить работать.

Весело будет с другим - сейчас практически весь софт, включая ОС, зависит от разбросанных по всему шарику хранилищ (откуда ставим и обновляем). Мнится мне, "отравление" (подмена) в данном случае даже опаснее простой блокировки.

Ну а в случае проприетарного софта диверсии учинять ещё проще: взять под контроль всё, что работает  под той же Windows, принципиальной сложности не составит.

И если нет технической возможности изолироваться (то самое 50-е правило), дело плохо. Возможно, Китай и в самом деле способен на подобную изоляцию. Большинство стран - точно не способны (моё личное, не основанное на железобетонных фактах, мнение).

Будем здоровы!
Константин

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/01ed5ac4fb

Home | Main Index | Thread Index