Re: Русский ноутбук

Здравствуйте, Юрий!

On суббота, 30 апреля 2022 г. 21:27:54 MSK Yury Revich wrote:
> Соответственно и покупать надо именно оборудование и компетенции по
> построению
> Дима, вы очень плохо представляете, о чем говорите. В вашем
> представлении "оборудование для производственных цепочек" в
> изготовлении чипов - что-то вроде стройки Днепрогэса, стоит навалиться
> всем миром и освоим. Нет, это даже приблизительно не так. Ни одно
> государство мира сейчас не может позволить себе законченный цикл
> современного полупроводникового производства.

Потому что сейчас общественно-экономическая формация в мире такая. 100 лет
назад то же самое говорили и про то, что большевики даже трактор не смогут
сделать. Ну ничего, сделали.

> Ни США, ни Тайвань, ни
> Германия, ни Китай - вообще никто. Приведу только один пример:
> например, США покупают литографическое оборудование у Нидерландов и
> Японии. Своей литографии по нормам 45 нм и ниже у них нет, а это как раз
> современные процессоры, включая изделия двойного назначения.
> Нидерладская фирма, которая выпускает это оборудование, при
> R&D-бюджете в $1 млрд ежегодно, доводила его до ума 15 лет, с момента
> объявления начала работ в расчете на эти нормы в начале 2000-х.

Это происходит исключительно в погоне за нормой прибыли, так банально дешевле,
но не значит, что нельзя по-другому.

> Особенно мне нравится вот это у вас:

> Даже близко не получится. Миллионы чипов - это не тираж для такого
> производства, а больше весь наш госсектор не сожрет при всем желании.
> Продавать не получится, потому что окупаемость производства не
> позволит - себестоимость чипа будет в десяток тысяч вечнозеленых.

Мне кажется, тут вы не совсем представляете себе требуемые для страны объёмы
выпуска чипов. Это ж не только ПК, серверы и смартфоны. В мире ежегодно
выпускается несколько миллиардов чипов, и России для полной независимости
нужно выпускать хотя бы десятки миллионов в год. Это и чипы для сетевого
оборудования типа тех же банальных роутеров, и для телеком-оборудования
(маршрутизаторы, вышки сотовой связи и прочие радости), и чипы для интернета
вещей. Не интелом/амд едиными, тут надо замещать Broadcom и Realtek.

> Единственный путь - интеграция в международный рынок, с потенциальным
> продажами в миллиарды экземпляров, тогда что-то такое мутить еще можно
> себе позволить.

А вот тут попробуйте мыслить масштабно. А что если поставить цель не фантики
заработать и не норму прибыли обеспечить, а построить независимое от других
государство? Тогда может и пофиг на продажи на внешнем рынке? Построение
такого маштабного производства полного цикла и рабочих мест создаст кучу.

Но объективно, единственной существенной причиной невозможности построения
такого производства может быть только отсутствие собственного сырья. Но с этим
у нас вроде всё неплохо. Гораздо хуже тем, кто вынужден покупать чужой
палладий, литий и прочие необходимые ресурсы, у них выбора нет.

> Но мы вполне можем производить по нормам 130 нм - это уровень
> начала нулевых, на "Микроне" для этого все есть. Потому я дико
> удивился, когда пошли слухи про трудности с картами "Мир" - уж это там
> должны были освоить, они и выпускают всякие такие штуки, вроде карт
> Тройка или бесконтактных ключей для гостиниц, вроде бы и банковские
> карты упоминались. Из этого следует, что и с этим производством
> какие-то трудности - думаю, не хватает чего-то из длиннющей цепочки
> поставляемых полуфабрикатов.

Мы даже сим-карты пока не производим сами, что печалит. Но это опять-таки по
причине погони за нормой прибыли.

--
Best Regards,
  D.