Re: Русский ноутбук

Добрый день, Dmitry !

> Соответственно и покупать надо именно оборудование и компетенции по построению
> оборудования для производственных цепочек, иначе толку от покупки никакого:

Дима, вы очень плохо представляете, о чем говорите. В вашем
представлении "оборудование для производственных цепочек" в
изготовлении чипов - что-то вроде стройки Днепрогэса, стоит навалиться
всем миром и освоим. Нет, это даже приблизительно не так. Ни одно
государство мира сейчас не может позволить себе законченный цикл
современного полупроводникового производства. Ни США, ни Тайвань, ни
Германия, ни Китай - вообще никто. Приведу только один пример:
например, США покупают литографическое оборудование у Нидерландов и
Японии. Своей литографии по нормам 45 нм и ниже у них нет, а это как раз
современные процессоры, включая изделия двойного назначения.
Нидерладская фирма, которая выпускает это оборудование, при
R&D-бюджете в $1 млрд ежегодно, доводила его до ума 15 лет, с момента
объявления начала работ в расчете на эти нормы в начале 2000-х.

Повторить это просто нереально, потому никто и не пытается (точнее,
одна немецкая фирмы попробовала, убила на это с десяток миллиардов,
потерпела неудачу и сдалась). Бессмысленное занятие. И это только один
пример, там масса всякого такого же с концами по всему миру. А если
покупать, то уже прикидывали: комплекс полного цикла по более-менее
современным нормам (65 нм и менее) обойдется в сумму примерно, как
весь оборонный бюджет России. И вы правы - это зависимость от
поставщика, конечно.

Особенно мне нравится вот это у вас:
> Спрос обеспечить для такой продукции вообще не проблема,

Даже близко не получится. Миллионы чипов - это не тираж для такого
производства, а больше весь наш госсектор не сожрет при всем желании.
Продавать не получится, потому что окупаемость производства не
позволит - себестоимость чипа будет в десяток тысяч вечнозеленых.
Единственный путь - интеграция в международный рынок, с потенциальным
продажами в миллиарды экземпляров, тогда что-то такое мутить еще можно
себе позволить. Чем, собственно, Китай и занимается уже три десятка
лет и лет 10-15 назад, наконец, отжал себе такое положение, при
котором его из этого рынка даже с кровью не выдерешь. Про чипы и их
нормы у меня цифр нет, но 80% производимых в мире солнечных батарей и
аккумуляторов и лидерство в 5G-технологиях - уже хватит, чтобы без
проблем собачиться с США и с кем еще угодно.

По всем этим, и еще многим неозвученным мной причинам, современное
полупроводниковое производство в одной отдельно взятой стране, без
связей со всем остальным миром - совершенно беспочвенная и ни на чем
не основанная мечта.

Но мы вполне можем производить по нормам 130 нм - это уровень
начала нулевых, на "Микроне" для этого все есть. Потому я дико
удивился, когда пошли слухи про трудности с картами "Мир" - уж это там
должны были освоить, они и выпускают всякие такие штуки, вроде карт
Тройка или бесконтактных ключей для гостиниц, вроде бы и банковские
карты упоминались. Из этого следует, что и с этим производством
какие-то трудности - думаю, не хватает чего-то из длиннющей цепочки
поставляемых полуфабрикатов.

Кстати, вот в этом вы правы:
> При этом компетенции разработать процессор на уровне логической схемы есть
И правда есть, не массово, но есть свои специалисты, которые готовы
обучить и направить. Но для того, чтобы на этом зарабатывать и
интегрироваться в международный рынок (и даже стать на нем
незаменимым) совершенно необязательно строить полупроводниковые
производства за десятки миллиардов баксов. Есть такие fabless-фирмы,
среди которых очень успешные и знаменитые - ARM, например. А есть и
китайская Espressif Systems (с отделениями по всему миру) - автор
ESP8266/ESP32 и лидер рынка устройств для "умного дома" и "интернета
вещей". Тоже fabless, все призводится на TSMC. Есть такой Юрий Панчул,
он давно за этот путь агитирует.

Юра Ревич
http://revich.lib.ru
mailto:revich@lib.ru