Re: Русский ноутбук

Добрый день, Dmitry !

> А вот тут попробуйте мыслить масштабно. А что если поставить цель не фантики
> заработать и не норму прибыли обеспечить, а построить независимое от других
> государство?

Дима, а давайте вы у себя дома наладите производство всего на свете.
Зачем вам зависеть от гнусных магазинов с их гадскими нормами прибыли?
Натуральное хозяйство - наш идеал! Разделение труда и торговлю придумали жадные
капиталисты и империалисты в стремлении всех поработить и
все контролировать. Только когда вы сами будете делать все-все, от
канцелярских кнопок до смартфонов и сливочного масла, вы сможете
стать, наконец, истинно свободным.

Вот примерный ход ваших рассуждений. Основной вопрос тут: а зачем и
кому нужно такое "независимое от других государство", которое вечно и
запланировано в отстающих и обиженных? Опередить и даже догнать весь
мир таким образом не выйдет теоретически, по массе разных причин. Я
здесь затронул только одну проблему - производства полупроводников - и
она не самая главная, просто очень уж наглядная. И независимость
вполне достижимый результат, но совершенно не методом "делать все
самим для себя", а ровно наоборот: делать на весь мир так, чтобы
зависели от тебя.

> 100 лет
> назад то же самое говорили и про то, что большевики даже трактор не смогут
> сделать. Ну ничего, сделали.

Нет, не сделали, конечно. Не такие они идиоты, чтобы делать самим то,
что уже разработано и отлажено. Большевики, в отличие от вас,
разделение труда не отрицали, они Маркса твердо усвоили.

Цитата: ""Коммунар" - один из первых советских тракторов на гусеничном
ходу Харьковского паровозостроительного завода, разработанный на
основе популярного немецкого трактора Hanomag WD Z 50."

И так было со всеми инновациями - потом, научившись, в СССР начали и
свое разрабатывать и делать - самолеты там, вертолеты, даже
компьютеры. А вот с автомобилями так и не справились - попробовали,
долго мыкались и в результате приняли правильное решение закупить
конвейер у Фиата. И все это хорошо, только в одном была незатыка -
копируя западные идеи и товары, вместо того, чтобы полноценно
приобретать производства, скупать мозги и патенты, выйти с товарами на
международный рынок и занять, наконец, свое достойное место в мире,
приходилось вечно плестись в хвосте. Компьютеры были прекрасные на
своем уровне, но они и отстали и ни с чем не совмещались, потому
отрасль мгновенно рухнула, столкнувшись с реальным миром. Мы просто
ничего не смогли предложить миру, кроме космоса и оружия, отсюда и все
проблемы 90-х. Вот китайцы так делать не стали, а с самого начала,
обдирая локти в кровь, пробивались именно на международный рынок,
справедливо считая его важнее своего внутреннего. И теперь вот стали
независимыми, как вы и мечтаете, Дима. И не просто независимыми, а
даже претендуют на роль полюса, альтенативного США, что можно только
привествовать.

Михаил там пишет, что
>Китай последнее время ориентируется на развитие
> своего внутреннего рынка.
> Еще меня в этом плане удивляет Япония.

Дык Китай "ориентируется на развитие своего внутреннего рынка" после
того, а не вместо. Как перестанут собачиться с США (а они непременно
перестанут, как договорятся) так и вернутся. И вообще-то никуда и не
уходили, это все только видимость, внешний флер, 80% солнечных панелей
тому свидетельство. И Япония более чем не вместо: они тоже основное внимание
уделяли продажам по миру, потому и смогли обеспечить себя самих
наилучшим качеством. Упоминавшиеся мной уникальные установки
литографии от Японии - это всем известный Nikon, между прочим. Если бы
и они и Китай пытались работать только под себя, ничего бы у них не
вышло.

Главное еще и в том, что микросхемы - это даже не трактор. Это
принципиально иной уровень сложности и затрат на разработку технологий
- неважно в чем затраты измеряются, в фантиках, в трудоднях или в
количестве съеденных обедов и изношенных ботинок. Еще микросхемы малой
интеграции, по нормам 4 мкм, в семидесятые годы можно было слямзить у
запада (за счет очень больших затрат), а с современными так не выйдет.
Я, кстати, обнаружил, что ошибся - написал по памяти, что локализовать
производство меньше 45 нм не получится, оказывается порог еще выше:
меньше 90 нм - уже обязательное международное разделение труда.
Пресловутый "Эльбрус", застрявший на Тайване, делается по нормам 65
нм, для справки. И обойти вы это не сможете никакими силами - пока
будете обходить, напрягая всю страну в бессмысленных усилиях "догнать
и перегнать", они там уйдут еще на пару-тройку десятилетий.

ЗЫ: Насчет миллиардов чипов я, каюсь, загнул. В реальности
это десятки миллионов для завода средней руки, проверил. Но и этого спроса у нас
внутри далеко не обеспечат. Недаром нигде не строят специальных заводов
военной электроники (и в СССР не строили тоже) - слишком дорого, проще
отбирать из общей кучи.

Юра Ревич
http://revich.lib.ru
mailto:revich@lib.ru