Re: Письмо другу

Позволю себе еще добавить штрихов к картине гонений на Церковь в 30-е, насколько она мне известна.

Игорь правильно указал второй период: 1928-1933. Когда началась индустриализация, понадобились деньги - большевики гребли все под чистую - продавали на Запад художественные ценности, начали изымать и церковные - с той же целью. Началось сопротивление как активных мирян, так и служителей церкви.

Это сопротивление стали резко давить, но и активность в изъятиях притормозили. Тут жахнул голод в Поволжье - Церковь активно помогала в этой беде - собирала и перераспределяла помощь, много ценностей сдала государству по своей инициативе. Но государство, не долго думая, резко усилило изъятие ценностей, в том числе - богослужебных предметов, которые по церковным правилам категорически нельзя использовать ни для чего другого. Это немедленно вызвало объемный взрыв: многие священники стали открыто (а как еще?) проповедовать против этих изъятий, ну и против властей, это затеявших. Деваться некуда - начался разгром: "лишенцы" поехали на Соловки впервоход, монастыри и храмы позакрывали - и, да, загнали значительную часть членов Церкви в подполье. Пошли тайные богослужения (храмы массово закрыты, а верующих много), всякие собрания "расстриг" и тому подобное. По всей стране возникла система церковных "вписок", в которую немедленно попадали освобождающиеся из заключения церковные люди.

  Кстати, эта система вписок дожила до перестройки - в "Несвятых святых" она описана довольно точно.

Освобождаться первоходы начали примерно в 34-35 году. К этому моменту служить было негде: по воспоминаниям родственников на Урале был один поп на район, который в крупное село попадал примерно раз в год - исполнял требы, но не мог служить литургию, храм в селе (1000 дворов) был переоборудован в склад.

Года два у властей ушло на осознание необходимости утилизации "лишних церковных людей" и в 37-41 годах (третья волна) их почти всех (это многие тысячи) выловили, дали уже недетские сроки, а так как они и в заключении не унимались - многих расстреляли, остальные сидели до 1953 года.

В общем - нашла коса на камень, кое событие и породило наших новомучеников в таком количестве.

И - воля ваша, но в анекдоте про рефлексы боксера я этому боксеру сочувствовать не могу. А его несчастной жене - могу.

С уважением, Иванов Алексей.

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/26fb98ca45

Home | Main Index | Thread Index