Re: Семантические капсулы и др.

On Tue, Feb 15, 2022, at 7:39 PM, Алексей Ходорыч wrote:
> Недавно ради смеха подключился к группе в ФБ про плоскую землю
> https://www.facebook.com/groups/440700623419307 Ну, что могу сказать.
> Грешно смеяться над сумасшедшими. Тем более над такими, оказавшись
> среди которых не сможешь держать удар. Это ж всё равно, как оказаться
> в компании антиваксеров, демшизы или в любом другом сообществе,
> закалённом атакой со стороны. Все аргументы, которые могли бы быть на
> них обрушены, ими уже осознаны и нейтрализованы в душе.
>
> Это, в целом, о необходимости общения.

Тем не менее некоторые выводы про "одержимцев" делать можно -  о способе мышления, например, о манере восприятия.

Например, почти все они - те самые носители абсолютной истины (не про весь мир, само собой, только по теме их одержимости). Типичные признаки:
- пренебрежение логикой суждений в тех случаях, когда она не согласуется с истиной
- опора на авторитеты, не на эмпирические факты; на эмоции, не на рациональные выводы
- чёткое следование ярлыкам (шаблонам): если некто помечен как "чужой", то ему приписывается ряд опять же шаблонных суждений, с которыми и ведётся полемика
- неизбежный переход к аргументации ad hominem во всех случаях, когда абсолютная истина оказывается неполной

В этом месте можно заявить, что я-де сам использую шаблон, назвав таких людей одержимцами. Но это просто рабочий термин - цитата из книги "Маятник Фуко". С некоторыми одержимцами можно вполне мирно и нормально вести беседы на самые разные темы, вы и не заподозрите неладного - пока не наступите на любимую мозоль.

Говоря о сторонниках идеи Плоской Земли, всё время было интересно смотреть на их возражения против аргумента об экваторе. Пробовали? Суть опыта проста: два человека, на равном расстоянии от экватора, идут ему параллельно в одну сторону.

На привычной нам Земле оба человека останутся на равном расстоянии друг от друга. На плоской Земле, если центр её на полюсе, тот человек, что "снаружи" (дальше от полюса) неизбежно начнёт отставать (его окружность длиннее). Предлагается объяснить, почему в реальности этот эксперимент (плюс-минус лапоть - ошибки измерения, различие скоростей и пр.) не приводит к существенному сдвигу обоих.

А так да - надо чаще общаться.

Будем здоровы!
Константин

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/ec800669cc