Re: Мусор в Сети

Добрый день, Vsevolod !

> Ну, например, чтобы контент пользователя бесплатно хранился лишь 1 год,
> а по истечении этого срока он начинает удаляться. Хочешь хранить больше
> указанного срока - плати.

Всеволод, вы подняли более значимую тему, чем просто экономия ресурсов. Куда большее значение представляет обратный вопрос - общей эфемерности, сиюминутности интернет-информации. Информации о дне сегодняшнем - терабайты ежедневно, но не существует механизма, гарантирующего, что сегодняшнее содержание СМИ, ТВ, блогов и частной переписки сохранится хотя бы лет на десять-двадцать вперед. Я сам давно потерял свою статью в "Известиях", которую написал в 2000 году по поводу советских компьютеров, и которая сделала меня известным в кругах, пытающихся сохранить об этом память. Но в 2000-м году пресса еще была преимущественно бумажной, и вероятно, в библиотеках ее разыскать можно. О более поздних моих статьях уже такого не скажешь.

Вы поняли, что речь я веду не о себе, любимом. Представьте работу пушкиниста или, что там так далеко ходить, исследователя творчества Паустовского или Булгакова. Черновики, переписка, пометки на полях, рецензии и отзывы современников, официальные документы, и неофициальные тоже - во времена Пушкина и Паустовского это все хранилось и бережно хранится до сих пор. Но вот захочет кто-то лет через 50 исследовать творчество Пелевина - что он найдет, кроме бумажных изданий, учитывая еще общее стремление этого товарища к непубличности?

Мои знакомые историки сейчас дошли до того, что с ненавистью вычеркивают из списков источников ресурсы, не существующие в бумажном варианте, для которых нельзя оформить библиографическую ссылку по ГОСТ. Нет никакой гарантии, что интернет-ссылка будет работать хотя бы через пару лет.

В 2012 году состоялась конференция, на которую съехались практически все тогда еще живые люди, отметившиеся в советской IT. Включая последнего президента академии наук СССР Гурия Марчука. По моей просьбе одна девочка-фотограф сделала качественные фотографии всех присутсвовавших. Девочка выставила их в Пиказу, я использовал несколько для публикации о конференции, а остальное оставил там. Через год мне понадобились другие фото, войдя по ссылке, я обнаружил, что Пиказа весь архив удалила из-за его непосещаемости. Попылся связаться с девочкой - у нее обрушился диск, а архивами она не озаботилась, так как ее саму эта тема не интересовала. И все - с концами. К тому времени трое из присутствовавших успели помереть, включая Марчука. Вот после этого я и перестал доверять всем онлайн-хранилищам, все храню только у себя и в территориально разных местах.

Подчеркиваю, что проблема фундаментальная, она включает в том числе и долговечность носителей, и общие правила: кто-то умер и перестал платить за продление домена - и все, с концами. У нас в авторской песне сейчас такое чуть не произошло с сайтом bard.ru (не путать с bards.ru) - нет, там домен сохранился пока и даже доступ восстановили, но сделать с контентом что-то затруднительно, потому что сделан он на какой-то самописной базе данных. Есть еще гениальный подвижник Петя Трубецкой, забивший себе весь гараж дисками, в которых вся история АП - он уже далеко не молод, и что будет с ними в будущем?

Есть еще много всяких нюансов и сторон этого процесса, благодаря которому история, как нечто объективное, и вправду может перестать существовать и каждый следующий царек или президент будет переписывать ее в свою пользу. В бумажном мире имеется отработанный веками механизм архивов, в виртуальном нет не только такого механизма - пока нет даже общественного понимания, что эта проблема существует. Я когда-то писал об этом статью на D-russia, но судя по отсуствию откликов, никого эта тема не трогает.

Юра Ревич
http://revich.lib.ru
mailto:revich@lib.ru

Оценить письмо Reputatio: http://ezhe.ru/reputatio/97d99400f0